Районное
управление образованием
Куединского района Пермского
края
Программа партнерского взаимодействия семьи и школы
«Семья и школа».
Исполнитель проекта:
МБОУ «Госконзаводская СОШ»
2012 год
Программа партнерского взаимодействия семьи и школы
Актуальность
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека.
Она наполнена добрыми волшебниками и веселыми гномами, теплыми лучами солнца,
любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления
ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге.
Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство
психологической защищенности.
В современном мире семья понимается как
объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении,
связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Семья
всегда была первичным институтом социализации ребенка. Происходящее с семьей и
в семье процессы, безусловно, отражаются на процессе становления личности.
Между тем, молодежь, как правило, отрицает опыт родителей, культуру общения в
семье. С другой стороны, большинство семей охвачено решением проблем
экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция
самоуправления многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного
развития детей. Кроме того, огромный вред наносит воспитание детей в
неблагополучных семьях – увеличивается число детских неврозов, растет страх и,
как следствие, - происходит снижение успеваемости ребенка или отторжение от
школы вообще.
Создавшееся положение способствует детской
безнадзорности, преступности, агрессивности и другим негативным явлениям.
Происходит отчуждение семьи от общества. Возросло количество разводов и одна из причин – отсутствие у молодежи
сформированных навыков культурного поведения в семье. А семья, как полноценная
составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. И чем выше
культура семьи, тем выше и культура общества.
«Кризисная ситуация» в современной семье,
неуверенность в своем будущем, развитие напряженности в личных отношениях,
эмоциональная разобщенность ведет к нарушению детско-родительских отношений.
Как показывают современные исследования, у многих родителей появилась потребность
в «хорошем ребенке». Авторитарность приводит к тому, что ребенок начинает
подчиняться настроениям взрослых в семье, отрицая свои настроения и
переживания. А это, в свою очередь, ведет к нарушению мироощущения ребенка и
возникновению проблем личного роста. Ребенок не понимает, любим ли он,
положительно ли к нему относятся близкие и, как следствие этого - дефицит
чувства собственного достоинства, безынициативность, чувство вины.
На
наш взгляд, решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно
без участия ребенка, родителей и школы как трех равноправных и равновеликих
сторон. По нашему мнению, для предупреждения и преодоления трудностей семейного
воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно
сложилось, необходимо координировать ее с работой с детьми и школой и вести ее
одновременно и параллельно.
Из всего сказанного
ясно, что возрождение нормальной семьи и ее функций как никогда приобрело
первостепенное значение. Образовательное учреждение было, есть и останется
одним из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка,
родителей и социума, способное внести огромную лепту в восстановлении
семейственности. Для реализации миссии педагогами МБОУ «Госконзаводская СОШ»
была разработана программа «Семья и школа».
Пояснительная записка
Программа рассчитана на учащихся 1-11
классов и их родителей, попавших в ТЖС, состоящих на учете в ГР и СОП.
Срок
реализации – июнь – январь 2012 год.
Программа предполагает работу с семьей в
плане влияния на ее воспитательный потенциал.
В программе выделены 4 раздела:
«Педагогическое просвещение родителей», «Сотрудничество», «Работа с
неблагополучными семьями», «Семь Я».
Раздел «Педагогическое просвещение
родителей» предлагает педагогическое
просвещение родителей и коррекцию принципов семейного воспитания;
«Сотрудничество» - организацию совместного проведения свободного
времени детей и родителей;
«Работа
с неблагополучными семьями» - защиту интересов и прав ребенка в «трудных»
семьях, изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с
членами семьи, привитие ответственного отношения к воспитанию детей;
«Семь Я» - формирование личностных ориентаций учащихся,
касающихся культуры семейных отношений. В каждом разделе приведены формы работы
с родителями и учащимися. Программа предполагает повышение педагогической
культуры родителей, обогащение семей опытом по воспитанию детей.
Цель: способствовать формированию совместных,
максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка,
способствовать налаживанию эффективного взаимодействия образовательного
учреждения с родителями и возрождению семейного воспитания.
Задачи:
- воспитание у детей ответственности, чувства гордости и
уважения за свою семью;
- изучение семьи с целью
выявления ее возможностей по воспитанию детей;
- методическая помощь семье в
вопросах воспитания;
- организация и проведение
семейного досуга и совместного творчества;
- формирование в семьях позитивного
отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Основные понятия: семейный уклад и традиции семей, родительский дом,
генеалогическое древо, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное
общение в семье, взаимоотношения братьев и сестёр, младших и старших, отношения
к старикам и больным, защищённость ребёнка в семье.
Ожидаемый результат:
-приобщение детей к ценностям семейной культуры, на
этой основе сформированность духовности и нравственности.
-овладение учащихся культурой семейных отношений.
-повышение педагогической культуры родителей.
-привлечение к активному участию родителей в
общешкольных мероприятиях.
-сокращение числа неблагополучных семей.
- создание семейных электронных альбомов;
- создание генеалогического древа каждой семьи;
- знание семейных обычаев, традиций, их уважение и
соблюдение;
- создание сценариев, творческих отчетов, выставок,
презентаций, для передачи приобретенного опыта коллегам;
- сплочение детского коллектива самовыражение личности
на основе творческого сотрудничества и взаимопонимания;
- сближение взрослых и детей, на основе проявления
положительных эмоций;
- овладение элементарными практическими навыками в
сфере искусства (рисование, танцы, пение и др.) и передача через искусство
своего внутреннего мира, творческих способностей; - приобретение участниками
проекта навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной
жизни;
- повышение эффективности и активности сотрудничества
педагогов и семьи.
Показатели результативности:
·
сравнительный
анализ результатов анкетирования в начале и после реализации проекта;
·
степень
активности учащихся в подготовке и реализации мероприятий;
·
степень
активности родителей в реализации проекта;
·
степень важности
проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении
воспитательных проблем;
·
эмоциональный
настрой учащихся и их родителей;
·
экран настроения
учащихся;
·
презентация
проекта, отзывы коллег.
Механизм реализации плана
Осуществляется через:
·
установление партнерских
отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного
пространства;
·
вовлечение
родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта
семейного воспитания, проведение совместных родительских собраний, проблемных
семинаров;
·
внедрение
здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;
·
мониторинговые
исследования, анкетирование родителей, детей, педагогов и определение
перспектив;
·
привлечение
родителей к непосредственной творческой деятельносьти как с детьми, так и
индивидуально, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению
национальных духовных традиций;
·
повышение роли
ОДО в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности детей
и взрослых: гражданское, интеллектуальное, научно-техническое, художественное,
эстетическое, экологическое, физическое воспитание.
Основными направлениями взаимодействия
школы в работе с семьей могут стать:
·
В
образовательной деятельности:
- адаптационная поддержка семьи при
поступлении ребенка в школу и в ходе дальнейшего процесса обучения;
- включение в образовательные программы
по различным предметам тем, затрагивающих семейные отношения;
- предоставление дополнительных
образовательных услуг по запросам семей;
·
В психолого-педагогической
поддержке:
- диагостика псхологических и
физиологических особенностей ребенка и информирование о них родителей;
- профилактика тревожных состояний
ребенка, стрессов и кризисов возрастного развития;
· В просветительской деятельности:
- просвещение родителей по вопросам
физического и психологического развития школьников;
- обмен опытом по использованию
эффективных методов воспитания ребенка в семье;
· В коррекционно- диагностической деятельности:
- диагностика и коррекция отклоняющегося
поведения ребенка в семье;
- диагностика и коррекция неэффективных
отношений «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок» в семье;
· По социальной защите школьников:
- защит прав ребенка;
- профилактика асоциального поведения
детей;
- привлечение органов социальной защиты
к проблемам семьи;
· В организации досуговой деятельности:
- проведение различных совместных
школьно-семейных мероприятий.
Качестве
критериев организации оптимальной стратегии взаимодействия педагогов с семьей
мы выделили следующие:
·
учет социального
запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей пол различным проблемам;
·
взаимодействие с
родителями, осуществляемое на позициях сотрудничества и диалога;
·
использование
форм работы с семьей, повышающих активность родителей;
·
выявление,
обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с
семьей, передового опыта семейного воспитания.
Перспективный план работы
Направления деятельности |
Цель |
Содержание |
Сроки |
Исполнитель |
1-й раздел «Педагогическое просвещение родителей» |
||||
Работа с семьей |
Повышение педагогической
компетенции родителей в семейном воспитании, получение ими практических
навыков, способствующих эффективному, социально-поддерживающему и
развивающему поведению в семье и в процессе взаимодействия с ребенком |
- изучение семейной
атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи; - педагогическое
просвещение родителей (род. собрания, лектории, ролевые игры, лекции и др.); - консультирование (инд.,
групповое) |
Июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь |
Зам. директора по ВР, Кл. руководители, валеолог |
Работа с семейными группами |
Создание информационной
среды для родителей и социума |
1. Проблемные тематические
заседания (по запросам родителей) 2. Выпуск информационной
газеты для родителей, информационных листов, памяток, листовок |
Июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь |
Зам. дир. по ВР, СШУС, валеолог, кл. рук.,
пресс-центр, уч. информатики |
Формы работы: лекции, семинары, практикумы, конференции, открытые
уроки и классные мероприятия, индивидуальные тематические консультации,
педагогические дискуссии, родительские собрания, психолого-педагогическое
просвещение родителей, участие в социологических опросах, изучение
психологической атмосферы семьи и семейных отношений. |
||||
2- раздел «Сотрудничество» |
||||
Работа с семьей |
Организация сотрудничества школы и семьи по вопросам
формирования высоко-нравственных качеств и культуры поведения учащихся;
организация совместного досуга родителей и детей через совместные дела,
праздники, экскурсии и т.д. |
Проведение семейных
праздников, вечеров отдыха, совместных классных часов, проблемных семинаров,
круглых столов. Традиционные мероприятия: -День знаний; - Смотры знаний; - День пожилого человека; - День матери; - Новый год; - День защитника Отечества; - Международный женский
день; - Последний звонок; - Выпускные вечера Нетрадиционные
мероприятия: - конкурс «Мы самая
счастливая семья»; - Декада работы с семьей.
Информационно-творческий проект «Моя семья. Моя родословная»; - Выставка «Флора-декор»; - Выставка сочинений «Наши дети», посвященная
Международному Дню ребенка; - Конкурс проектов для
уч-ся, педагогов, родителей «Люблю тебя, мое село» Совместные конкурсы
рисунков, фотовыставки: - Конкурс рисунков «О,
Родина! Ты у меня одна» - Конкурс рисунков «Мой
папа - лучше всех» - К Международному дню Воды
конкурс рисунков родителей , детей, учителей «Голубые просторы Родины». - Конкурс рисунков «Птицы
перелетные» -Конкурс поделок и рисунков
«Символ года» Семейные конкурсные
программы: - Конкурс творческих семей «Город счастливых надежд» - «Неразлучные друзья –
взрослые и дети» - Соревнование-конкурс
«Папа, мама, я – спортивная семья» - Линейка для учащихся,
посвященная окончанию 4 учебной четверти «Наши достижения», с приглашением
родителей. -«Дом, который построим
мы!» Игра, посвященная всемирному дню семьи. Награждение активных семей. |
Июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь |
Классные руководители |
Досуговая деятельность |
Июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь |
Зам. дир. по ВР, СШУС, валеолог, кл. рук.,
пресс-центр, уч. информатики |
||
Дополнительное образование |
Повышение роли ДО детей в развитии форм семейного досуга,
организацию совместной деятельности детей и взрослых |
1. Совместные мероприятия,
проводимые с руководителями кружков и секций. 2. Привлечение родителей
для оказания дополнительных услуг в сфере ДО; 3. Проведение тематических
вечеров, встреч, дискуссий, концертов 4. Организация и проведение
экскурсий |
Июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь |
Руководители ОДО, родители, дети, СШУС, кл. рук. |
Формы работы: вечер-встречи «Мир увлечений нашей семьи»,
совместные творческие дела, участие в социальных проектах, совместные
спортивные соревнования, игры, совместные туристические и краеведческие
походы, экскурсии, участие в
творческих конкурсах, интеллектуальный марафон родителей и детей. |
||||
3-й раздел «Работа с неблагополучными семьями» |
||||
Работа с семьями |
Предупреждение правонарушений и преступлений;
укрепление дисциплины среди учащихся. |
Работа классного руководителя: а) регулярное посещение
проблемных семей; б) индивидуальные беседы с
родителями; в) совместная работа
классного руководителя, родителей и учителей-предметников; г) проведение малых
педсоветов; д) составление
индивидуальных программ воспитания; е)
ведение ежегодного учета пропусков занятий
учащихся, способных прогуливать
уроки без уважительной причины Работа зам. директора по ВР: а)
совместная профилактическая работа с инспекторами КДН и ЗП и ОДН Работа
администрации школы: а) индивидуальные беседы и консультации; б) контроль за работой классных руководителей; в)
тематические совещания при завуче; г) индивидуальные отчеты классного руководителя о текущей успеваемости и посещаемости
учащихся из проблемных семей; д) изучение данных о
занятости учащихся в кружках и спортивных секциях; е) уточнение списков проблемных семей и детей каждую четверть Работа с семьями
опекаемых детей: а) регулярное посещение семей опекаемых детей; б) контроль за их регулярным питанием в школьной
столовой; в) индивидуальное собеседование с опекунами; г) оказание помощи в организации летнего отдыха; д)
своевременное выявление детей, проживающих
с родственниками при неоформленном
опекунстве Работа с многодетными семьями а) проведение совместно с поселковым центром социальной помощи семье и
детям собраний для
родителей; 6) контроль за постановкой детей из таких семей на бесплатное льготное
питание в школьной
столовой; в) проведение праздников
для многодетных семей и превращение таких
праздников в одну из традиций
школы |
Июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь |
Классные руководители, психолог, соц. педагог, зам.
директора по ВР, администрация школы, администрация Нижнесавинского с/п,
администрация ОАО «Куединский», КДЦ |
Формы работы: посещение семьи, вовлечение детей в кружковую работу,
составление карт и паспортов семьи, организация досуга учащихся из
неблагополучных семей на каникулах, диагностика девиантного поведения,
пресс-конференция «Беседа за круглым столом по проблемам профилактики
наркомании, алкоголизма и табакокурения, оформление стенгазеты для родителей,
диагностика психологического климата в семье, тематические классные час «О
правах ребенка», круглый стол для родителей «Решение семейных конфликтов»,
практические рекомендации родителям по проведению детьми летнего отдыха,
проверка жилищно-бытовых условий, индивидуальная работа психолога с трудными
детьми. |
||||
4-й раздел «Семь Я» |
||||
Работа с семьей, работа в
семье |
формирование культуры семейных отношений, способности
быть хорошим семьянином и жить счастливой семейной жизнью. |
-проведение домашних
«добрых дел»; - просмотр телепередач,
фильмов, обсуждение проблем; - деловые и ролевые игры - проведение дискуссий,
диспутов; - помощь в организации и
проведении летнего отдыха учащихся, каникулярного отдыха. |
Июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь |
Класснве руководители, зам. дир. по ВР, мед.
работники, валеолог, сотрудники КДЦ |
Формы работы: ежедневные добрые дела «Улыбка в доме», беседы, устный
журнал «Азбука семейной жизни», деловая игра, совместные встречи с
мед.работниками по вопросам «Планирование семьи и ребенка», вечера, диспуты,
тестирование, обсуждение статей в СМИ, просмотр семейных телепередач. |