Районное управление образованием

Куединского района Пермского края

 

 

 

 

 

 

 

Программа партнерского взаимодействия семьи и школы

«Семья и школа».

 

 

 

 

 

Исполнитель проекта:
МБОУ «Госконзаводская СОШ»

 

 

 

 

 

2012 год

 

 


Программа партнерского взаимодействия семьи и школы

 

Актуальность

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебниками и веселыми гномами, теплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности.

В современном мире семья понимается как объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Семья всегда была первичным институтом социализации ребенка. Происходящее с семьей и в семье процессы, безусловно, отражаются на процессе становления личности. Между тем, молодежь, как правило, отрицает опыт родителей, культуру общения в семье. С другой стороны, большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоуправления многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Кроме того, огромный вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях – увеличивается число детских неврозов, растет страх и, как следствие, - происходит снижение успеваемости ребенка или отторжение от школы вообще.

Создавшееся положение способствует детской безнадзорности, преступности, агрессивности и другим негативным явлениям. Происходит отчуждение семьи от общества. Возросло количество разводов  и одна из причин – отсутствие у молодежи сформированных навыков культурного поведения в семье. А семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. И чем выше культура семьи, тем выше и культура общества.

«Кризисная ситуация» в современной семье, неуверенность в своем будущем, развитие напряженности в личных отношениях, эмоциональная разобщенность ведет к нарушению детско-родительских отношений. Как показывают современные исследования, у многих родителей появилась потребность в «хорошем ребенке». Авторитарность приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроениям взрослых в семье, отрицая свои настроения и переживания. А это, в свою очередь, ведет к нарушению мироощущения ребенка и возникновению проблем личного роста. Ребенок не понимает, любим ли он, положительно ли к нему относятся близкие и, как следствие этого - дефицит чувства собственного достоинства, безынициативность, чувство вины.

         На наш взгляд, решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка, родителей и школы как трех равноправных и равновеликих сторон. По нашему мнению, для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с работой с детьми и школой и вести ее одновременно и параллельно.

Из всего сказанного ясно, что возрождение нормальной семьи и ее функций как никогда приобрело первостепенное значение. Образовательное учреждение было, есть и останется одним из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, способное внести огромную лепту в восстановлении семейственности. Для реализации миссии педагогами МБОУ «Госконзаводская СОШ» была разработана программа «Семья и школа».

Пояснительная записка

Программа рассчитана на учащихся 1-11 классов и их родителей, попавших в ТЖС, состоящих на учете в ГР и СОП.

 Срок реализации – июнь – январь 2012 год.

Программа предполагает работу с семьей в плане влияния на ее воспитательный потенциал.

В программе выделены 4 раздела: «Педагогическое просвещение родителей», «Сотрудничество», «Работа с неблагополучными семьями», «Семь Я».

Раздел «Педагогическое просвещение родителей» предлагает педагогическое просвещение родителей и коррекцию принципов семейного воспитания;

«Сотрудничество» - организацию совместного проведения свободного времени детей и родителей;

 «Работа с неблагополучными семьями» - защиту интересов и прав ребенка в «трудных» семьях, изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи, привитие ответственного отношения к воспитанию детей;

«Семь Я» - формирование личностных ориентаций учащихся, касающихся культуры семейных отношений. В каждом разделе приведены формы работы с родителями и учащимися. Программа предполагает повышение педагогической культуры родителей, обогащение семей опытом по воспитанию детей.

         Цель: способствовать формированию совместных, максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, способствовать налаживанию эффективного взаимодействия образовательного учреждения с родителями и возрождению семейного воспитания.

         Задачи:

- воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;

- изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию детей;

- методическая помощь семье в вопросах воспитания;

- организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;

- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

 

Основные понятия: семейный уклад и традиции семей, родительский дом, генеалогическое древо, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестёр, младших и старших, отношения к старикам и больным, защищённость ребёнка в семье.

Ожидаемый результат:

-приобщение детей к ценностям семейной культуры, на этой основе сформированность духовности и нравственности.

-овладение учащихся культурой семейных отношений.

-повышение педагогической культуры родителей.

-привлечение к активному участию родителей в общешкольных мероприятиях.

-сокращение числа неблагополучных семей.

- создание семейных электронных альбомов;

- создание генеалогического древа каждой семьи;

- знание семейных обычаев, традиций, их уважение и соблюдение;

- создание сценариев, творческих отчетов, выставок, презентаций, для передачи приобретенного опыта коллегам;

- сплочение детского коллектива самовыражение личности на основе творческого сотрудничества и взаимопонимания;

- сближение взрослых и детей, на основе проявления положительных эмоций;

- овладение элементарными практическими навыками в сфере искусства (рисование, танцы, пение и др.) и передача через искусство своего внутреннего мира, творческих способностей; - приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни;

- повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи.

Показатели результативности:

·        сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и после реализации проекта;

·        степень активности учащихся в подготовке и реализации мероприятий;

·        степень активности родителей в реализации проекта;

·        степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;

·        эмоциональный настрой учащихся и их родителей;

·        экран настроения учащихся;

·        презентация проекта, отзывы коллег.

Механизм реализации плана

Осуществляется через:

·        установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;

·        вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания, проведение совместных родительских собраний, проблемных семинаров;

·        внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;

·        мониторинговые исследования, анкетирование родителей, детей, педагогов и определение перспектив;

·        привлечение родителей к непосредственной творческой деятельносьти как с детьми, так и индивидуально, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;

·        повышение роли ОДО в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности детей и взрослых: гражданское, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание.

 

         Основными направлениями взаимодействия школы в работе с семьей могут стать:

·        В образовательной деятельности:

- адаптационная поддержка семьи при поступлении ребенка в школу и в ходе дальнейшего процесса обучения;

- включение в образовательные программы по различным предметам тем, затрагивающих семейные отношения;

- предоставление дополнительных образовательных услуг по запросам семей;

·       В психолого-педагогической поддержке:

- диагостика псхологических и физиологических особенностей ребенка и информирование о них родителей;

- профилактика тревожных состояний ребенка, стрессов и кризисов возрастного развития;

·       В просветительской деятельности:

- просвещение родителей по вопросам физического и психологического развития школьников;

- обмен опытом по использованию эффективных методов воспитания ребенка в семье;

·       В коррекционно- диагностической деятельности:

- диагностика и коррекция отклоняющегося поведения ребенка в семье;

- диагностика и коррекция неэффективных отношений «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок» в семье;

·       По социальной защите школьников:

- защит прав ребенка;

- профилактика асоциального поведения детей;

- привлечение органов социальной защиты к проблемам семьи;

·       В организации досуговой деятельности:

- проведение различных совместных школьно-семейных мероприятий.

 

 Качестве критериев организации оптимальной стратегии взаимодействия педагогов с семьей мы выделили следующие:

·        учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей пол различным проблемам;

·        взаимодействие с родителями, осуществляемое на позициях сотрудничества и диалога;

·        использование форм работы с семьей, повышающих активность родителей;

·        выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания.

 


Перспективный план работы

 

Направления деятельности

Цель

Содержание

Сроки

Исполнитель

1-й раздел «Педагогическое просвещение родителей»

Работа с семьей

Повышение педагогической компетенции родителей в семейном воспитании, получение ими практических навыков, способствующих эффективному, социально-поддерживающему и развивающему поведению в семье и в процессе взаимодействия с ребенком

- изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

- педагогическое просвещение родителей (род. собрания, лектории, ролевые игры, лекции и др.);

- консультирование (инд., групповое)

Июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Зам. директора по ВР, Кл. руководители, валеолог

Работа с семейными группами

Создание информационной среды для родителей и социума

1. Проблемные тематические заседания (по запросам родителей)

2. Выпуск информационной газеты для родителей, информационных листов, памяток, листовок

Июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Зам. дир. по ВР, СШУС, валеолог, кл. рук., пресс-центр, уч. информатики

Формы работы: лекции, семинары, практикумы, конференции, открытые уроки и классные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, педагогические дискуссии, родительские собрания, психолого-педагогическое просвещение родителей, участие в социологических опросах, изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений.

2- раздел «Сотрудничество»

Работа с семьей

Организация сотрудничества школы и семьи по вопросам формирования высоко-нравственных качеств и культуры поведения учащихся; организация совместного досуга родителей и детей через совместные дела, праздники, экскурсии и т.д.

Проведение семейных праздников, вечеров отдыха, совместных классных часов, проблемных семинаров, круглых столов.

Традиционные мероприятия:

-День знаний;

- Смотры знаний;

- День пожилого человека;

- День матери;

- Новый год;

- День защитника Отечества;

- Международный женский день;

- Последний звонок;

- Выпускные вечера

 

Нетрадиционные мероприятия:

- конкурс «Мы самая счастливая семья»;

- Декада работы с семьей. Информационно-творческий проект «Моя семья. Моя родословная»;

- Выставка «Флора-декор»;

- Выставка сочинений «Наши дети», посвященная Международному Дню ребенка;

- Конкурс проектов для уч-ся, педагогов, родителей «Люблю тебя, мое село»

 

Совместные конкурсы рисунков, фотовыставки:

- Конкурс рисунков «О, Родина! Ты у меня одна»

- Конкурс рисунков «Мой папа - лучше всех»

- К Международному дню Воды конкурс рисунков родителей , детей, учителей «Голубые просторы Родины».

- Конкурс рисунков «Птицы перелетные»

-Конкурс поделок и рисунков «Символ года»

 

Семейные конкурсные программы:

- Конкурс творческих семей «Город счастливых надежд»

- «Неразлучные друзья – взрослые и дети»

- Соревнование-конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»

- Линейка для учащихся, посвященная окончанию 4 учебной четверти «Наши достижения», с приглашением родителей.

-«Дом, который построим мы!» Игра, посвященная всемирному дню семьи. Награждение активных семей.

Июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Классные руководители

Досуговая деятельность

Июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Зам. дир. по ВР, СШУС, валеолог, кл. рук., пресс-центр, уч. информатики

Дополнительное образование

Повышение роли ДО детей в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности детей и взрослых

1. Совместные мероприятия, проводимые с руководителями кружков и секций.

2. Привлечение родителей для оказания дополнительных услуг в сфере ДО;

3. Проведение тематических вечеров, встреч, дискуссий, концертов

4. Организация и проведение экскурсий

Июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Руководители ОДО, родители, дети, СШУС, кл. рук.

Формы работы: вечер-встречи «Мир увлечений нашей семьи», совместные творческие дела, участие в социальных проектах, совместные спортивные соревнования, игры, совместные туристические и краеведческие походы, экскурсии,  участие в творческих конкурсах, интеллектуальный марафон родителей и детей.

3-й раздел «Работа с неблагополучными семьями»

Работа с семьями

Предупреждение правонарушений и преступлений; укрепление дисциплины среди учащихся.

Работа классного руководителя:

а) регулярное посещение проблемных семей;

б) индивидуальные беседы с родителями;

в) совместная работа классного руководителя, родителей и учителей-предметников;

г) проведение малых педсоветов;

д) составление индивидуальных программ

воспитания;

е) ведение ежегодного учета пропусков занятий учащихся, способных прогуливать уроки без уважительной причины

Работа зам. директора по ВР:

а) совместная профилактическая работа с инспекторами КДН и ЗП и ОДН

Работа администрации школы:

а) индивидуальные беседы и консультации;

б) контроль за работой классных руководителей;

в) тематические совещания при завуче;

г) индивидуальные отчеты классного руководителя о текущей успеваемости и посещаемости учащихся из проблемных семей;

д) изучение данных о занятости учащихся в кружках и спортивных секциях;

е) уточнение списков проблемных семей и детей каждую четверть

Работа с семьями опекаемых детей:

а) регулярное посещение семей опекаемых детей;

б) контроль за их регулярным питанием в школьной столовой;

в) индивидуальное собеседование с опекунами;

г) оказание помощи в организации летнего отдыха;

д) своевременное выявление детей, проживающих с родственниками при неоформленном опекунстве

Работа с многодетными семьями

а) проведение совместно с поселковым центром социальной помощи семье и детям собраний для родителей;

6) контроль за постановкой детей из таких семей на бесплатное льготное питание в школьной столовой;

в) проведение праздников для многодетных семей и превращение таких праздников в одну из традиций школы

Июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Классные руководители, психолог, соц. педагог, зам. директора по ВР, администрация школы, администрация Нижнесавинского с/п, администрация ОАО «Куединский», КДЦ

Формы работы: посещение семьи, вовлечение детей в кружковую работу, составление карт и паспортов семьи, организация досуга учащихся из неблагополучных семей на каникулах, диагностика девиантного поведения, пресс-конференция «Беседа за круглым столом по проблемам профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, оформление стенгазеты для родителей, диагностика психологического климата в семье, тематические классные час «О правах ребенка», круглый стол для родителей «Решение семейных конфликтов», практические рекомендации родителям по проведению детьми летнего отдыха, проверка жилищно-бытовых условий, индивидуальная работа психолога с трудными детьми.

4-й раздел «Семь Я»

Работа с семьей, работа в семье

формирование культуры семейных отношений, способности быть хорошим семьянином и жить счастливой семейной жизнью.

-проведение домашних «добрых дел»;

- просмотр телепередач, фильмов, обсуждение проблем;

- деловые и ролевые игры

- проведение дискуссий, диспутов;

- помощь в организации и проведении летнего отдыха учащихся, каникулярного отдыха.

Июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Класснве руководители, зам. дир. по ВР, мед. работники, валеолог, сотрудники КДЦ

Формы работы: ежедневные добрые дела «Улыбка в доме», беседы, устный журнал «Азбука семейной жизни», деловая игра, совместные встречи с мед.работниками по вопросам «Планирование семьи и ребенка», вечера, диспуты, тестирование, обсуждение статей в СМИ, просмотр семейных телепередач.

 

Используются технологии uCoz