Название методической разработки  конспект урока по алгебре и началам математического анализа 

Автор методической разработки  Чепкасова Наталья Юрьевна,

учитель математики,           первая квалификационная категория  

МБОУ    «Госконзаводская средняя общеобразовательная школа»

с. Центральная усадьба  3- го Госконезавода

Куединского района  Пермского края

Класс 10

Количество учащихся в классе 13

Количество учащихся на уроке 13

Количество компьютеров на уроке 13

Раздел №  Производная.  (34ч)

Урок   «Применение производной к исследованию функций. Построение графика функции».

Цели урока:

ОБУЧАЮЩАЯ :

        обобщить и закрепить идею геометрического смысла производной на основе знакомства с математическими «портретами» - зависимостью знака производной и графика функции ;

        учить работать с теоретическими вопросами учебника;

        «открыть» зависимость между свойствами монотонности функции, экстремумами и значениями производной.

РАЗВИВАЮЩАЯ :

        способствовать развитию метода обобщения как метода научного познания, аналитико-синтетического мышления, смысловой памяти и произвольного внимания,

        развитие навыков исследовательской деятельности (планирование, выдвижение гипотез, анализ, обобщение).

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ :

        развивать у учащихся коммуникативные компетенции,

        способствовать развитию творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию.

Методы организации учебной деятельности:

        Исследовательский, практический.

Формы организации учебной деятельности:

        Групповая, индивидуальная.

Оборудование:

-Средства: 13 компьютеров

Докумет-камера

Мультимедийные  продукты:

-Дидактический материал с использованием  ИКТ:

Тест «Правила и формулы дифференцирования». Программное обеспечение MyTest (автоматизированная проверка выполнения теста).

План проведения урока

Этапы урока

 

Содержание

Использование мультимедийных средств

1.

 

Мотивация

Организационный момент

 

2.

 

  Повторение

Контроль знаний. Самостоятельная работа учащихся на компьютере.

Тест «Правила и формулы дифференцирования».

Программное обеспечение MyTest (автоматизированная проверка выполнения теста).

3.

Целеполагание

Учащиеся записывают тему урока «Применение производной к исследованию функций. Построение графика функции».

Учитель: Продумаем план проведения урока. Что вы предлагаете повторить по теме?

Какие вопросы вас интересуют? Что, по вашему мнению, требует углубления? Какие способы работы с материалом считаете наиболее рациональными на этом уроке?

Постановка цели урока.

После обсуждения учащиеся знакомятся с предполагаемым планом исследования:

  План исследовательской работы на уроке:

1 этаписследование   

2 этап - обмен информацией 
3 этап - организация информации 
4 этап - связывание информации
5
 этап - подведение итогов
6 этап - постановка новых вопросов 

Учитель:  Вы согласны, что эти этапы необходимы?

Слайд 1:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Актуализация  опорных  знаний и умений.

 Работа с теоретическим материалом.

 

Слайд 2:

«Обобщение и закрепление идеи геометрического смысла производной на основе знакомства с математическими «портретами» - зависимостью знака производной и графика функции»

 

 

Слайд 3:  

«Применение вопросов теории на практике».

5.

Исследование

 

Слайд 4:

 

6.

Исследование

 (в малых группах) 

Исследовать функцию и построить ее график

 

Вариант 1

Вариант 2

 

Вариант 3

Вариант 4

                   

Результаты исследования оформить 

Приложение 1

7.

Обобщение и систематизация знаний и способов выполнения работы.

Обмен информацией 
(соотнесение своего и чужого выводов)

Документ-камера

8.

     Подведение итогов исследования.

 Выявление недостающих звеньев в схеме исследования функции

9.

Работа с учебником.   

 Сравнение алгоритма исследования функции, полученного в процессе работы, с алгоритмом  рассматриваемым в учебнике

 

10.

Оценка деятельности учащихся.                                                                       

Оценивание работы учащихся в группах.

 

11.

Итог урока. Постановка новых вопросов. 

 

Учитель: Удалось ли реализовать цели  данного урока? Подтвердились ли гипотезы, которые были выдвинуты вами в начале урока? Что узнали нового? Что не совсем получилось?

 

12.

Домашнее задание.

№ 55.6, 55.9, 55.12, 55.14  алгоритм исследования функции

Дополнительно: рассмотреть способы определения выпуклости функции с помощью производной

 

 

Приложение 1

«Применение производной к исследованию функций. Построение графика функции»

Вариант 1

Цель работы: 

научиться исследовать функцию с помощью производной.

Научиться строить график функции по результатам исследования.

Задание:     Исследуйте функцию и постройте ее график:

                                                                               

Все расчеты и другие записи выполняйте в тетради. Результаты исследования запишите в таблицы.

Результаты исследования функции:

 

х

 

 

 

 

 

 

 

f ’(x)

 

 

 

 

 

 

 

f(x)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работу выполнили учащиеся ­­__ _____________________________

 

   «Применение производной к исследованию функций.

Построение графика функции»

Вариант 2

Цель работы:

научиться исследовать функцию с помощью производной.

Научиться строить график функции по результатам исследования.

 

Задание:   1) Исследуйте функцию и постройте ее график:

Все расчеты и другие записи выполняйте в тетради. Результаты исследования запишите в таблицы.

Результаты исследования функции:

х

 

 

 

 

 

 

 

f ’(x)

 

 

 

 

 

 

 

f(x)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Работу выполнили учащиеся ­­__ ____________________________

 

«Применение производной к исследованию функций.

Построение графика функции»

Вариант 3

Цель работы:

·     научиться исследовать функцию с помощью производной.

Научиться строить график функции по результатам исследования.

Задание:     Исследуйте функцию и постройте ее график:

                                                                               

Все расчеты и другие записи выполняйте в тетради. Результаты исследования запишите в таблицы.

Результаты исследования функции

 

х

 

 

 

 

 

 

 

f ’(x)

 

 

 

 

 

 

 

f(x)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работу выполнили учащиеся ­­__ ____________________________

 

 

 

«Применение производной к исследованию функций.

Построение графика функции»

Вариант 4

Цель работы: 

научиться исследовать функцию с помощью производной.

Научиться строить график функции по результатам исследования.

Задание:     Исследуйте функцию и постройте ее график:

                                                                              

Все расчеты и другие записи выполняйте в тетради. Результаты исследования запишите в таблицы.

Результаты исследования функции

 

х

 

 

 

 

 

 

 

f ’(x)

 

 

 

 

 

 

 

f(x)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Работу выполнили учащиеся ­­__ ____________________________