Л. С. Галиаскарова, учитель ИЗО
Тема: «Техника «Граттаж» как разновидность графики»
Класс: 5
Учебный раздел: тематическое рисование
Цель: ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов, межпредметных связей (литература, история, естествознание)
Задачи:
1. Развитие творческих способностей и навыков в работе;
2. Освоение законов изобразительной грамоты и овладение техникой штриха;
3. Воспитание любви к природе через произведения изобразительного искусства, литературы и музыки
Ход урока
Вводный этап:
1. Оргмомент
- Здравствуйте! В этот зимний, морозный день так и хочется поделиться со всеми хорошим настроением. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок. (Слайд-заставка: природа зимой)
2. Целеполагание
- Я приглашаю вас в сказку зимнего леса, но не в простую, а в такую, где живут только два цвета. А какие это цвета вы узнаете, когда разгадаете загадки:
- Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг! По снежочку тык-тык! (Слайд - заяц)
- Что за коняшки – на всех тельняшки. (Слайд для второй – зебры)
- Дел у меня немало – я белым одеялом всю землю укрываю, в лед реки убираю, белю поля, дома, Зовут меня… (Слайд - зимний пейзаж)
- Про какие цвета говорилось в загадках?
- Скажите, пожалуйста, в какой картине доминирует черный цвет? И кто автор этой знаменитой картины? Правильно, это картина «Черный квадрат» (1914-15 гг.) Казимира Севериновича Малевича (1878-1935 г.г.), российского художника, основоположника супрематизма - особого абстрактно-геометрического направления в изобразительном искусстве
(Слайд - картина «Черный квадрат», портрет автора и годы жизни)
- Какие это цвета? (контрастные, резко противоположные)
- Что чаще всего обозначают белым цветом? (все светлое, чистое, торжественное, ясное, доброе). А черным? (печальное, тревожное, жуткое, злое)
- Наша русская природа, а особенно природа родного края полна поэзии и прелести трогает и волнует каждого человека, учит бережно относиться к ней.
- А всегда ли мы бережно относимся к природе? Как проявляется плохое отношение к природе? И каким цветом можно обозначить эту деятельность человека?
- Как же мы можем помочь природе? Что конкретно можем сделать мы с вами, чтобы сохранить природу?
Какой бы цвет вы выбрали для этой деятельности?
- Так давайте же сделаем так, чтобы при выборе двух красок преобладал белый цвет - цвет чистоты, нежности и доброты!
- Скажите, пожалуйста, в каком виде изобразительного искусства художники работают черным и белым цветом?
3. Знакомство с произведениями художников-графиков
- Графика - вид изобразительного искусства, который включает рисунок, и печатные художественные изображения (гравюра, офорт.) Язык графики и главные выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно, тон, белый фон бумаги. Добиться выразительности можно при использовании только черного и белого цветов. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. (Слайд c определением графики)
- Сейчас мы просмотрим работы художников-графиков. Обратите внимание на то, какие выразительные средства используют художники в своих графических работах. (Просмотр сладов с работами художников-графиков. Учитель вывешивает на доску таблички с названиями выразительных средств графики: линия; штрих; пятно; тон; белый фон бумаги)
Учитель обращает внимание на работы пермских художников-графиков, объясняет, где их можно просмотреть.
Вопросы для обсуждения:
- С помощью каких выразительных средств дается изображение?
- А как вы думаете, можно ли зиму назвать временем черно-белой графики? Когда в лесу остается меньше цвета?
Основной этап:
4. Способ работы, которым мы будем работать сегодня, называется «Граттаж», что в переводе с французского обозначает – скрести, царапать. Такой способ работы относится к графике и считается его подвидом
- Сегодня я вас познакомлю с новой необычной техникой изобразительного искусства и рисовать вы будете необычными графическими материалами
- Давайте запишем в альбомах число и тему урока «Техника «Граттаж», как разновидность графики»
(Слайд с названием темы, целью урока)
- Раз в переводе есть такие слова, как скрести, царапать, какие инструменты для этой техники пригодятся вам в работе?
А работать этими инструментами вы будете по чистому листу бумаги или по специально подготовленной основе?
- Попробуйте сами сформулировать ответ на вопрос «Что такое «Граттаж»? (Граттаж - способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги, картона, залитых тушью.
Основные выразительные средства : штрих, линия, черный фон)
(Слайд с основными понятиями)
- Давайте рассмотрим работу, выполненную в этой технике, при просмотре обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике? (Слайд с работами художников-граттажистов)
- Штрих - короткая линия, выполненная одним движением руки. В зависимости от направлений линий штрихи могут быть разными. Линия длинная и плавная образует контур предметов на бумаге, рисунке. (Слайд с таблицей выполнения штрихов и линий)
5. Физкультминутка
6. Попробуем поработать в этой технике. Используя подготовленные «основы», составьте сюжетный рисунок процарапыванием. Тема для сюжета: « В зимнем лесу».
- Гвоздиком процарапываем на черном поле рисунок по вашему эскизу. Получится четкое, линейное, слегка таинственное изображение – тонкие белые штрихи на темном фоне.
Так как рисунок процарапывается и рабочий инструмент острый, колющий, то необходимо соблюдать правила по технике безопасности:
- размахивать руками, инструментами во время работы не будем;
- толкаться, мешать работать тоже никому не будем;
- работаем аккуратно, четко, без суеты;
- не горбимся, держим спинку прямо;
- стол перед началом работы следует застелить газетой.
- Стоит зимняя стужа. Серебрятся на солнце пышные сугробы. Затихли капели предзимья, и водворилась торжественная тишина зимнего покоя. Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. И не про нашу ли это уральскую зиму сказано поэтом Ф.Тютчевым
     Чародейкою зимою околдован,
     Лес стоит -
     И под снежной бахромою, неподвижною немою
     Чудной жизнью он блестит.
     И стоит он, околдован, -
     Не мертвец и не живой,
     Сном волшебным очарован,
     Весь опутан, весь окован
     Легкой цепью пуховой…
7. Самостоятельная работа.
- Поможет вам в работе музыка великого русского композитора П. И. Чайковского, нашего земляка, который не понаслышке знал и видел нашу уральскую зиму, был очарован и околдован этим временем года, и постарался отобразить это в своей прекрасной, завораживающей музыке.
Послушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент и попробуйте рассказать, какое настроение в музыке передал композитор. Музыкальные фрагменты П. И. Чайковского «Времена года»
- А теперь возьмите свои инструменты и нарисуйте то, что вы почувствовали, увидели.
Заключительный этап
Экспресс-выставка
Оценивание работ, выбор лучших.
Итог урока:
- Какая цель была у нас на уроке? Достигли мы с вами цели?
- С какой новой техникой вы познакомились? Что это за техника?
- Какими необычными инструментами пользовались в этой технике?
- Какие выразительные средства применяются в этой технике?
- Какое качество помогало нам работать над нашим рисунком?
- Что еще нового и интересного вы узнали на уроке?
(Уборка рабочих мест)
- Спасибо вам за работу, я была очень рада поработать с вами
Домашнее задание: закончить работу в технике «Граттаж».
|