Предмет: История.
Класс: 6 класс.
Учитель: Порываева Л.Н., учитель истории и обществознания МБОУ «Госконзаводская СОШ», 1 квалификационная категория
Тема: «Формирование Древнерусского государства».
Тип: Изучение нового материала.
Продолжительность: 30 минут
Формы и методы:
· Методы: наглядный, частично-поисковый.
· Методы контроля: устный, письменный.
· Приёмы: работа с учебником, письменно-графический (составление схемы).
· Формы: парная, индивидуальная, фронтальная.
Цели: познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.
1) образовательные
задачи:
· ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;
· выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;
· выяснить систему управления Древнерусским государством.
2) развивающие задачи:
· развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;
· продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:
· развивать умение работать в парах.
3) Воспитательные
задачи:
· воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
· воспитание коллективизма, товарищества.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация (приложение 1).
Учебник: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России», 6 класс.
Конспект урока.
1. Оргмомент
2. Мотивация учебной деятельности. Определение темы, цели и задачи урока.
Посмотрите на карту Европы в начале 9 века. Историю каких государств вы изучали? Какие государства соседствуют с племенами восточных славян? А где же на карте русское государство? Почему его нет на карте? Ведь у нашей страны не менее богатая история, и русский народ также велик, как и многие другие народы.
Какую же тему сегодня нам предстоит изучить?
Слайд 1 ТЕМА: «Формирование Древнерусского государства».
Опираясь на знания, скажите: что такое государство?
1) Правитель; 2) Законы; 3) Территория; 4) Армия; 5) Население; 6) Налоги.
Слайд 2
----А что бы вы хотели узнать по этой теме?
Задачи: (записываю на
доске)
Как, когда оно возникло? Как и кем управлялось? Какова была его территория, где была столица? Как собирались налоги?
3. Новая тема.
Слайд 3
---Современные учёные придерживаются различных взглядов о возникновении древнерусского государства.
---Познакомьтесь с таблицей «Различные теории возникновения государства у восточных славян» (приложение 4).
--Прочитайте «Повесть временных лет» (приложение 5), и выберите доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы.
---Кого называют варягами? Почему
Рюрик и другие варяги согласились прийти на Русь?
Бывали ли они раньше в землях славян? Рассмотрите карту и объясните, как
проходил путь «из варяг в греки». В чем варяги видели пользу для себя? Слайд
4
---Где сел Рюрик?
Слайд 5 Из
карточек назовите интересные факты биографии этого человека. А как варяги
оказались князьями в Киеве? слайд 6 Так
образовались два центра государства: один в Новгороде, другой в Киеве. Кто и
когда объединил эти центры, создав государство Киевская Русь? Слайд 7
---В чем суть славянской теории? (государство возникло как
результат длительного самостоятельного развития славянского общества).
----В качестве доказательства этого утверждения предлагаю
выполнить задание.
Задание. Используя текст учебника с. 20-22 §3, выясните предпосылки образования
Древнерусского государства и ответ заполните в виде схемы (прил. ).слайд 8,
проверка слайд 9
Подведение итогов. А как ВЫ считаете, какая теория реалистичней?
----Большинство учёных историков придерживаются центристской теории.
----Любое государство имеет определенную внутреннюю организацию. Выясним, какова была система управления Древнерусским государством. Для этого предлагаю вам выполнить следующее задание.
Задание. Слайд 10 Используя опорные слова и текст учебника на с.25-27, составьте схему «Внутренняя организация Древнерусского государства» на листе и публично объясните её.
После представлений
работ учитель показывает «эталон» схемы слайд 11
4. Подведение итогов
урока. Рефлексия.
--- Вернемся к цели урока. Добились ли её? Слайд 13 А что бы вы могли сказать о своей работе или работе класса в целом на сегодняшнем уроке? Предлагаю использовать такие слова:
•
Сегодня я узнал…
•
Было интересно…
•
Было трудно…
•
Я понял, что…
•
Я теперь могу…
•
Я почувствовал, что…
•
Я приобрел…
•
Я научился…
•
У меня получилось …
•
Я смог…
•
Я попробую…
•
Меня удивило…
•
Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
5. Домашнее задание. О чем еще интересном вы могли бы узнать по теме урока? (кто были князья, как они правили) Слайд12 «Генеалогическое древо первых князей Руси». Дома я предлагаю вам почитать предложенную информацию и поискать дополнительную информацию о деятельности этих князей.
6. Оценка. На шкале оценивания своей работы заполните последнюю шкалу, средний показатель за все предыдущие.
Приложение
Теории возникновения государства у
восточных славян
Норманнская |
Центристская |
Славянская |
Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира. |
Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. |
Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. |
«Повесть
временных лет»
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.
И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».
И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Бело-озере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Бело-озеро…
И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде».
Прочитайте текст учебника в § 3, стр.
20-22. Расставьте в последовательности предпосылки возникновения Древнерусского
государства.
1.Внешняя угроза
2.Развитие торговли
3. Рост городов как племенных центров
4. Разложение родоплеменного строя
Схема «Внутренняя организация Древнерусского
государства»
Оценивание своей работы:
Норманнская теория |
Славянская теория |
Организация государственного устройства |
Общая оценка |
----------все понял(а) и
выполнил(а) -------------в основном понял(а)
и выполнил(а) --------------------не все понял(а), остались вопросы ---------------ничего не понял(а),
не сделал(а) |
---------------все понял(а)
и выполнил(а) -------------------в основном понял(а) и выполнил(а) --------------------------не все понял(а), остались вопросы ---------------------ничего не понял(а),
не сделал(а) |
------------все понял(а) и
выполнил(а) ---------------в основном понял(а)
и выполнил(а) ----------------------не все понял(а),
остались вопросы ------------------ничего не понял(а),
не сделал(а) |
-------------все понял(а) и
выполнил(а) ----------------в основном понял(а)
и выполнил(а) -----------------------не все понял(а),
остались вопросы ------------------ничего не понял(а),
не сделал(а) |
|
Рюрик был основателем династии Рюриковичей – династии
русских князей, а затем и царей, правившей 736 лет, с конца IX по XVI век. По
летописной легенде, Рюрик, руководитель варяжского
племени "рос" или "русь", был
призван ильменскими славянами на княжение в
Новгород. По непроверенным источникам
конца XVI – начала XVII века, Рюрик умер в Кореле в 879 году, передав правление государством и
малолетнего сына Игоря своему дальнему родственнику Олегу. |
|
Олег. Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он приехал вместе с дружиной Рюрика,
получил власть после смерти Рюрика в 879 году и
правил до достижения совершеннолетия сыном Рюрика
Игорем. В 882 году Прибыл
в Киев, убил Аскольда и Дира, стал княжить в Киеве
и перенес столицу Древнерусского государства из Новгорода в Киев (Киевская
Русь). По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь
установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег
присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от
дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный
поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русичи получили богатую дань с византийцев и спустя несколько
лет подписали с Византией первый мирный договор. |
|
Игорь. Согласно летописи, князь Игорь принял власть в 912 году после смерти Олега, находясь
уже в зрелом возрасте. После смерти Олега, почувствовав более слабую руку,
древляне отказались было выплачивать установленную дань, но князь Игорь
усмирил бунт и заставил древлян подчиниться. Игорь совершил ряд походов, но такой
удачи, как у Олега, уже не было. В 913 году под предводительством Игоря, был
совершен поход на побережье Каспийского моря, подступы к которому находились
под контролем хазар. Поэтому в качестве платы за
пропуск им была обещана половина добычи. В правление князя Игоря территория русичей впервые подверглась нападению печенегов. В 915
году князю Игорю удалось заключить с ними союз, и 5 лет они не тревожили
русские земли. В 941 году князь Игорь предпринял поход на Царьград, который
закончился очень печально для русского войска: византийцами был применен так
называемый "греческий огонь" и большая часть войска князя была
уничтожена. После этого похода князь Игорь больше не воевал и даже на сбор
дани отправлял дружину своего боярина Свенельда,
что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. В
дружине Игоря скоро стали роптать: "Отроки (дружинники) Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги;
пойди, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы". (Карамзин) После
долгих уговоров князь Игорь отправился со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав дань недостаточной, князь Игорь решил собрать дань еще раз.
Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня
перебили маленький отряд Игоря, а самого его убили. Это произошло в 945 году. Князь Игорь был женат на псковитянке Ольге, которую по одной из легенд ему избрал Олег в 903 году, и имел сына Святослава. Князь Игорь правил 32 года. |
|
Ольга. После смерти мужа княгиня.
Она жестоко подавила восстание древлян, отомстив за смерть своего мужа князя
Игоря. Предания повествуют, что после убийства Игоря древляне выбрали лучших
мужей и отправили их к Ольге с предложением выйти замуж за князя их Мала.
Первая делегация послов была сброшена вместе с ладьей в яму и засыпана
землей. Вторая делегация была сожжена в бане. По
свидетельству летописцев, Ольга вышла замуж за князя Игоря в 903 году.
Относительно происхождения Ольги летописи расходятся во мнении. Согласно
одним, Ольга – простая сельская девушка из Пскова, встретившая князя Игоря на
охоте и полюбившаяся ему с первого взгляда. Другие намекают, что Ольга – дочь
князя Олега и имя свое приняла в его честь. Особую страницу вписала княгиня
Ольга в историю христианства. Она была первой княгиней-христианкой. На склоне
лет язычница Ольга захотела стать христианкой и в 957 году отправилась в
Царьград, чтобы принять христианство от греческого патриарха. Император
Византии Константин Багрянородный стал ее крестным отцом. В крещении Ольга
приняла имя Елены в честь матери императора Константина. I. Современники
отмечали в характере Ольги сочетание незаурядного ума и энергии, присущих выдающимся государственным деятелям.
"Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь – Святою, история –
Мудрою". (Карамзин) |
|
Святослав был сыном князя Игоря и княгини Ольги. После убийства древлянами князя
Игоря Святослав был слишком мал, чтобы править государством: ему было всего
три года. До его совершеннолетия правила княгиня Ольга. Начиная
с 964 года, он совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и
Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим
территориям новые земли. После заключения мира с Византией,
Святослав направился к днепровским порогам, по дороге зазимовав в Белобережье. Весной 972 года изнуренный походом отряд
Святослава принял бой с печенегами. В этом бою Святослав был убит. Из черепа
Святослава
печенежский предводитель Куря велел сделать себе
чашу и пил из нее во время празднеств.
|
Первое летописное упоминание о Киеве содержится в "Повести временных лет" и относится к 860 году. Легенда об основании города гласит, что "были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их была Лыбедь... И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев". ("Повесть временных лет") С IX и до XII века Киев был центром древнерусского государства – Киевской Руси.
Первое летописное упоминание о Новгороде относится к 859 году. По мнению историков, первоначально город находился несколько южнее ныне существующего, но в X веке был перенесен на современное место, с чем, по некоторым версиям, и связано его название. Новгород был вторым по значению центром Киевской Руси
Большой Энциклопедический словарь - "ВАРЯГИ" |
ВАРЯГИ (от др.-сканд. vaeringjar), в русских источниках - скандинавы, полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор и др.), наемные дружинники русских князей 9-11 вв. и купцы, торговавшие на пути ''из варяг в греки''. |
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ВАРЯГИ" |
варяги [варяги] мн. 1) Древнерусское название норманнов, выходцев из Скандинавии, совершавших в IX-XI вв. походы во многие страны Европы с целью грабежа и торговли, а также служивших в качестве наемных воинов. 2) перен. разг. Люди, приглашенные со стороны, из другого коллектива, учреждения и т.п. (обычно с оттенком шутливости). |
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова - "ВАРЯГИ" |
варягов, ед. варяг, варяга, м. Название норманского племени, из среды к-рого, по летописному рассказу, происходили первые русские князья (истор.). Призвание варягов. || перен. Иностранцы, пользующиеся такими политическими или экономическими преимуществами, которые ведут к умалению прав коренных жителей (устар. ирон.). |
Полюдье- в Киевской Руси объезд князем и дружиной
подвластных земель для сбора дани. Такая форма сбора дани была характерна для
ранней стадии развития государственности. Вплоть до гибели князя Игоря четкий
размер дани отсутствовал. Князь с дружиной объезжал подвластные земли в зимнее
время, собирая налог (дань) с «дыма», т. е. с каждого двора.