- Организационный момент
- Ребята, я улыбаюсь вам. Теперь вы мне улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу. Повернитесь и улыбнитесь нашим гостям.
И начнем наш урок.
- Работать вы будете в группах. Будьте активны, внимательны. Желаю удачи!
- Сообщение темы урока
- Внимание на экран. Тема нашего урока…. (слайд «Наша дружная семья»)
- Кого мы называем семьей?
- Какая загадка кроется в этом слове? 7 Я? (высказывания учащихся) (слайд «7Я»)
- Семья – это значит ты не один, вместе с тобой самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. О них мы узнаем с самых первых дней жизни, мы чувствуем их близость, заботу, доброту.
- Постановка цели урока: Культура общения – беседа
- Послушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком:
Жил-был мальчик Толя. И как все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его к доске отвечать.
- Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, - подумал мальчик.
Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, вздохнув, вдруг сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень обрадовался.
После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, играли, смеялись. Только Толю никто не замечал. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, даже конфеты предлагал. Но ребята его не видели и не слышали.
Толе стало скучно, он побежал домой. На балконе увидел маму и крикнул: «Мама, я вернулся из школы!»
Но мама не слышала и не видела его, поэтому не ответила сыну.
- Я не хочу быть невидимкой! – заплакал Толя. – Хочу, чтобы меня все видели, хочу разговаривать с ребятами, хочу отвечать на уроках!
И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.
- Почему мальчик не захотел и дальше оставаться невидимкой? (ответы детей)
- Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, т.е. не с кем общаться.
- Как вы думаете, так о чем мы будем говорить на уроке?
- Что нового мы должны узнать? (ответы детей)
(слайд «Цель: 1. Узнать, что такое «общение»; 2. Составить и обсудить правила культуры общения в семье».)
- Работа по иллюстрации учебника (с. 46)
(слайд: рисунок с изображением семьи)
- Рассмотрите рисунок и расскажите о семье наших героев: Сережи и Нади. (ответы детей)
- Можно ли сказать, что герои, изображенные на рисунке общаются?
- Что же такое «общение»?
- В словаре С.И. Ожегова дается такое определение этому слову:… (слайд «Общение – это взаимные отношения людей»)
- Подумайте, что такое «культура общения»? (правильное общение?)
(вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение друг к другу)
- Нужна ли культура общения в семье?
- Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.
- В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым. Так происходит и в семье Сережи и Нади. А бывает ли это в вашей семье? Расскажите, как вы помогаете взрослым. (ответы детей)
- Физминутка
- А сейчас предлагаю отдохнуть и поиграть.
Я буду называть движение, а вы его показываете только при условии, если я попрошу вас вежливо, т.е. назову «волшебное» слово.
1) Хлопните 3 раза в ладоши, пожалуйста.
2) Топните 2 раза, пожалуйста.
3) Сделайте 2 приседания.
4) Наклоните, пожалуйста, туловище влево 1 раз.
5) Наклоните туловище вправо 1 раз, пожалуйста.
6) Сделайте 3 прыжка на одной ножке.
- Кто из вас не ошибся? Молодцы!
- Какое вежливое слово я называла?
- Знаете ли вы другие вежливые слова?
- Конечно, без «волшебных» вежливых слов никак не обойтись, о них забывать нельзя и в семье, и в классе, и в гостях, и в общественных местах.
- Групповая работа. «Строим дом, составляем правила общения»
- И вежливое общение между членами семьи, и взаимопомощь: все это необходимо, чтобы семья была счастливой. - Ни один из вас не представляет свою семью без уютного дома. В своем доме мы чувствуем себя спокойно. Он защищает нас.
Русский писатель Лев Николаевич Толстой когда-то сказал: «Счастлив тот, кто счастлив дома».
- Я предлагаю вам построить уютный дом, в котором ваша семья будет счастлива.
Только он будет не из песка, цемента и кирпича, для строительства необходимо выбрать правила культурного общения в доме.
Каждая группа получит каркас дома и «кирпичики».
На «кирпичиках» написаны правила:
Разговаривай вежливым тоном.
При просьбе не забудь сказать слова: «Прошу..», «Пожалуйста..».
За помощь скажи «Спасибо».
Защищай слабых. >
При разговоре не перебивай собеседника.
Выходя из-за стола, благодари за обед.
У каждой вещи свое место.
Старайся все делать сам.
Иногда игрушки и книжки убирай на свои места.
Помогай домашним, не дожидаясь просьбы.
Разговаривай громко, чтобы слышали другие.
В твоей комнате грязно, скажи об этом маме.
Для строительства вы можете взять лишь 5 «кирпичиков».
Подумайте и вместе решите, сообща какие из них выберите.
На работу отводится 3 минуты.
(Работа учащихся в группах. Звучит негромкая музыка.)
По истечении времени каждая группа по очереди вывешивает свой дом, поясняет выбор (идет обсуждение)
- Счастлива ли будет семья в таком доме?
- Благодарю группы за работу. Все названные вами правила важные. О них нужно помнить.
- Игра «Вежливые слова»
Попробуйте вставить нужное слово, подходящее по смыслу в следующие стихотворные строки:
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого….(спасибо).
- Зазеленеет снова старый пень, когда услышит….(добрый день).
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы ….(спасибо).
- Когда бранят за шалости, мы говорим….(извините, пожалуйста).
- И во Франции и в Дании на прощанье говорят ….(до свидания).
- Сообщение учителя о Годе семьи
- Напомните, пожалуйста, тему нашего урока.
Знаете ли вы, что наступивший 2008 год по предложению президента нашего государства В. В. Путина объявлен…..Годом семьи.
(слайд с эмблемой Года семьи)
- Так выглядит эмблема года. Как вы понимаете этот рисунок?
- Самое главное для нашего государства - помочь каждой семье, ребенку, старику. А особенно, если у людей нет близких родных. Важно, чтобы никто не остался без внимания, чтобы никто не чувствовал себя одиноким.
Ведь здорово, когда рядом есть кто-то, кто может прийти на помощь в трудную минуту!
- Итог урока
- Пришло время подвести итоги урока.
- Ребята, как вы считаете, мы достигли цели урока? (слайд «Цель урока»)
- Что такое «общение»?
- Что такое «культурное общение»?
- Правила культурного общения вы сегодня составили.
Надеюсь, что теперь вы знаете, какой должна быть настоящая, дружная семья. И всегда будете добрыми, отзывчивыми людьми.
- Домашнее задание
1. Прочитайте рассказ из учебника на с. 48, обсудите его вместе с родителями, ответьте на вопросы после текста;
2. Я предлагаю (слайд с дифференцированным д/заданием, 3 варианта):
- Нарисовать свою семью;
- Составить устный рассказ о своей семье;
- Найти и записать пословицы и поговорки о семье.
Вы можете выбрать сами одно задание.
- Заключение
Пусть будет уютным ваш дом!