Разработки уроков

Н.В.Клестова,
учитель начальных классов

Тема: «Наша дружная семья»
Класс: 2
Учебный раздел: Окружающий мир (по программе А.А. Плешакова «Зеленый дом»)

Цель:
- ввести понятия «общение», «культура общения», «общение в семье»;
- обсудить с детьми правила культуры общения в семье;
- показать важность внимательных и заботливых отношений, взаимопонимания между членами семьи;
- формировать познавательный интерес;

Оборудование и материалы:
- картонные «домики», карточки-«кирпичики» (по количеству групп учащихся), учебник, слайд-презентация по теме занятия, проектор, экран, акустическая система.

        Ход урока

  1. Организационный момент
  2. - Ребята, я улыбаюсь вам. Теперь вы мне улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу. Повернитесь и улыбнитесь нашим гостям.
    И начнем наш урок.

    - Работать вы будете в группах. Будьте активны, внимательны. Желаю удачи!

  3. Сообщение темы урока
  4. - Внимание на экран.  Тема нашего урока….  (слайд «Наша дружная семья»)
    - Кого мы называем семьей?
    - Какая загадка кроется в этом слове? 7 Я?       (высказывания учащихся)  (слайд «7Я»)    
    - Семья – это значит ты не один, вместе с тобой самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. О них мы узнаем с самых первых дней жизни, мы чувствуем их близость, заботу, доброту.

  5. Постановка цели урока: Культура общения – беседа
  6. - Послушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком:

         Жил-был мальчик Толя. И как все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его к доске отвечать.
         - Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, - подумал мальчик.
         Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, вздохнув, вдруг сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень обрадовался.
         После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, играли, смеялись. Только Толю никто не замечал. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, даже конфеты предлагал. Но ребята его не видели и не слышали.
         Толе стало скучно, он побежал домой. На балконе увидел маму и крикнул: «Мама, я вернулся из школы!»
    Но мама не слышала и не видела его, поэтому не ответила сыну.
         - Я не хочу быть невидимкой! – заплакал Толя. – Хочу, чтобы меня все видели, хочу разговаривать с ребятами, хочу отвечать на уроках!
         И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

    - Почему мальчик не захотел и дальше оставаться невидимкой?     (ответы детей)
    - Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, т.е. не с кем общаться.
    - Как вы думаете, так о чем мы будем говорить на уроке?
    - Что нового мы должны узнать?    (ответы детей)
    (слайд «Цель: 1. Узнать, что такое «общение»; 2. Составить и обсудить правила культуры общения в семье».)

  7. Работа по иллюстрации учебника (с. 46)
  8. (слайд: рисунок с изображением семьи)

    - Рассмотрите рисунок и расскажите о семье наших героев: Сережи и Нади. (ответы детей)
    - Можно ли сказать, что герои, изображенные на рисунке общаются?
    - Что же такое «общение»?
    - В словаре С.И. Ожегова дается такое определение этому слову:… (слайд «Общение – это взаимные отношения людей»)
    - Подумайте, что такое «культура общения»? (правильное общение?)
    (вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение друг к другу)
    - Нужна ли культура общения в семье?
    - Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.
    - В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым. Так происходит и в семье Сережи и Нади. А бывает ли это в вашей семье? Расскажите, как вы помогаете взрослым.     (ответы детей) 

  9. Физминутка
  10. - А сейчас предлагаю отдохнуть и поиграть.
    Я буду называть движение, а вы его показываете только при условии, если я попрошу вас вежливо, т.е. назову «волшебное» слово.
    1) Хлопните 3 раза в ладоши, пожалуйста.
    2) Топните 2 раза, пожалуйста.
    3) Сделайте 2 приседания.
    4) Наклоните, пожалуйста, туловище влево 1 раз.
    5) Наклоните туловище вправо 1 раз, пожалуйста.
    6) Сделайте 3 прыжка на одной ножке.
    - Кто из вас не ошибся? Молодцы!
    - Какое вежливое слово я называла?
    - Знаете ли вы другие вежливые слова?
    - Конечно, без «волшебных» вежливых слов никак не обойтись, о них забывать нельзя и в семье, и в классе, и в гостях, и в общественных местах.

  11. Групповая работа. «Строим дом, составляем правила общения»
  12. -  И вежливое общение между членами семьи, и взаимопомощь: все это необходимо, чтобы семья была счастливой. - Ни один из вас не представляет свою семью без уютного дома. В своем доме мы чувствуем себя спокойно. Он защищает нас.
    Русский писатель Лев Николаевич Толстой когда-то сказал: «Счастлив тот, кто счастлив дома».

    - Я предлагаю вам построить уютный дом, в котором ваша семья будет счастлива.
    Только он будет не из песка, цемента и кирпича, для строительства необходимо выбрать правила культурного общения в доме.
    Каждая группа получит каркас дома и «кирпичики».

    На «кирпичиках» написаны правила:
    Разговаривай вежливым тоном.
    При просьбе не забудь сказать слова: «Прошу..», «Пожалуйста..».
    За помощь скажи «Спасибо».
    Защищай слабых. >
    При разговоре не перебивай собеседника.
    Выходя из-за стола, благодари за обед.
    У каждой вещи свое место.
    Старайся все делать сам.
    Иногда игрушки и книжки убирай на свои места.
    Помогай домашним, не дожидаясь просьбы.
    Разговаривай громко, чтобы слышали другие.
    В твоей комнате грязно, скажи об этом маме.

    Для строительства вы можете взять лишь 5 «кирпичиков».
    Подумайте и вместе решите, сообща какие из них выберите.
    На работу отводится 3 минуты.
    (Работа учащихся в группах. Звучит негромкая музыка.)

    По истечении времени каждая группа по очереди вывешивает свой дом, поясняет выбор (идет обсуждение)
    - Счастлива ли будет семья в таком доме?
    - Благодарю группы за работу. Все названные вами правила важные. О них нужно помнить.

  13. Игра «Вежливые слова»
  14. Попробуйте вставить нужное слово, подходящее по смыслу в следующие стихотворные строки:

    • Растает даже ледяная глыба от слова теплого….(спасибо).
    • Зазеленеет снова старый пень, когда услышит….(добрый день).
    • Если больше есть не в силах, скажем маме мы ….(спасибо).
    • Когда бранят за шалости, мы говорим….(извините, пожалуйста).
    • И во Франции и в Дании на прощанье говорят ….(до свидания).

  15. Сообщение учителя о Годе семьи

  16. - Напомните, пожалуйста, тему нашего урока.
    Знаете ли вы, что наступивший 2008 год по предложению президента нашего государства В. В. Путина объявлен…..Годом семьи.
    (слайд с эмблемой Года семьи)
    - Так выглядит эмблема года. Как вы понимаете этот рисунок?

    - Самое главное для нашего государства -  помочь каждой семье, ребенку, старику. А особенно, если у людей нет близких родных. Важно, чтобы никто не остался без внимания, чтобы никто не чувствовал себя одиноким.
    Ведь здорово, когда рядом есть кто-то, кто может прийти на помощь в трудную минуту!

  17. Итог урока

  18. - Пришло время подвести итоги урока.
    - Ребята, как вы считаете, мы достигли цели урока? (слайд «Цель урока»)
    - Что такое «общение»?
    - Что такое «культурное общение»?
    - Правила культурного общения вы сегодня составили. Надеюсь, что теперь вы знаете, какой должна быть настоящая, дружная семья. И  всегда будете добрыми, отзывчивыми людьми.

  19. Домашнее задание

  20. 1. Прочитайте рассказ из учебника на с. 48, обсудите его вместе с родителями, ответьте на вопросы после текста;
    2. Я предлагаю (слайд с дифференцированным д/заданием, 3 варианта):
    • Нарисовать свою семью;
    • Составить устный рассказ о своей семье;
    • Найти и записать пословицы и поговорки о семье.

    Вы можете выбрать сами одно задание.

  21. Заключение
Пусть будет уютным ваш дом!
Чтоб знали: в минуту ненастья
Ожидают вас в доме том
Радость, любовь и счастье!

Спасибо за работу!

Используются технологии uCoz