Воспитательная система "Эко-Зус"

Актуальность создания и развития системы экологического воспитания определяется необходимостью переосмысления у взрослого населения и молодежи старых, устоявшихся понятий и представлений о безграничности природных богатств и беспредельных возможностях биосферы к самовосстановлению и самоочищению; преодоления потребительского подхода, который связан с пренебрежением к общественным потребностям и будущему состоянию природы. Формирование у подростков экологического сознания - многоплановая, сложная задача. Ее не решить только введением курса «Экология» в школьную программу. Речь идет о мотивации нового стиля социального поведения /экологически ориентированного/.
Владея теоретическими знаниями экологической культуры, школьники мало применяют их на практике. Как побудить детей к применению своих знаний в жизни, сделав эти знания стилем своей жизни?
Так обозначилась проблема, начался поиск путей ее решения. Опираясь на опыт экологической работы, результаты анкетирования родителей и учеников, педагоги школы пришли к выводу, что побудить детей к осознанному экологически ориентированному поведению можно только через особо выстроенную систему воспитания с применением компонентов краеведческого, регионального и локального характеров.
Таким образом коллектив школы вышел на разработку воспитательной системы «ЭКО-ЗУС» (Знания-Умения-Стиль жизни)

Цели и задачи системы
Цель: разработка системы экологического воспитания, реализующей единство познавательных, ценностных и деятельностных компонентов образования, содействующих формированию основ экологической культуры учащихся.
Задачи:
1. Разработка и внедрение наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной экологической деятельности с учащимися.
2. Разработка и реализация целевой комплексной программы экологической деятельности в социуме.
3. Реализация механизма оценки уровня экологических знаний, мышления, ценностных ориентаций и готовности к экологически ориентированной деятельности на трех ступенях обучения.

1. Концепция воспитательной системы

В современных условиях воспитание подрастающего поколения становится одним из главных социальных приоритетов. Невозможно дать качественного образования, не воспитывая. Это определено Законом РФ «Об образовании», в котором «под образованием понимается … целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…».
Целостность обучения, воспитания и развития личности ребенка предусматривает соединение ряда позиций:
- приобретение знаний о природе, человеке, обществе, технике;
- формирование опыта использования знаний;
- приобретение эмоционально-чувственного опыта.
Гармоничного сочетания перечисленных позиций трудно достичь в рамках случайного набора воспитательных мероприятий. Необходимо становление воспитательной системы, в которой полнокровными субъектами процесса воспитания являются и учителя, и учащиеся, и родители.
Воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного образовательного учреж-дения.
Разработке воспитательной системы школы предшествовали:
- выбор приоритета в ориентации школы (осознание коллективом ведущих идей, в том числе «экологическое образование в сельской школе»);
- изучение научно-практических основ современного воспитания, апробированных учеными и методистами С-Петербурга (по материалам публикаций);
- изучение материалов научно-практических конференций и региональных методических материалов;
- изучение опыта построения воспитательных систем в школах области и областного центра (Таклинская (Осинский р-н), Чайковская (Нытвен-ский р-н), Култаевская (Пермский р-н), школы №132, №3 (Индустриальный р-н г.Перми).

Экологическое образование в сельской школе
(Модель социально ориентированной воспитательной системы)

Ведущие идеи организации экологического образования:
Учебно-воспитательный процесс направлен на:
- сознательное и прочное усвоение знаний;
- современные подходы в обучении, сочетающие объективно- ориентированное знание с проблемно- и практически ориентированным;
- организацию целенаправленного участия школьников в практическом решении задач личного и общественного значения;
- создание условий для развития творческой социально активной личности, ее чувств, сознания и поведения как субъекта социальной жизни.
Организационно–методическая структура воспитательной деятельности
1. Учебная деятельность.
2. Коллективная творческая деятельность.
3. Культмассовая деятельность.

Результативность воспитательной деятельности
Понятие «результаты воспитательной деятельности» включает, по меньшей мере, три аспекта и предполагает три уровня потенциальных результатов, два из которых поддаются непосредственному наблюдению и оценке, а выявление третьего предполагает приложение специальных дополнительных усилий педагога или лиц, оценивающих эти результаты:
а) «организационные результаты», под которыми понимается качество организации деятельности воспитанников:
б) «практические результаты», а именно, реальные достижения воспитанников в конкретных видах деятельности (трудовой, социально-творческой, познавательной и т.п.):
в) собственно воспитательные результаты, под которыми подразумевается не вообще уровень сформированности тех или иных качеств, а положительную динамику проявлений ценностных личностных качеств воспитанников в специально организуемой, как правило, разнообразной совместной деятельности.

2. Программа воспитательной деятельности
образовательного учреждения

Содержание экологического воспитания в I ступени
Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Экологические представления формируются у младших школьников на уроках природоведения. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Содержание экологического воспитания во II ступени
2-я ступень обучения являет собой качественно новый уровень. Она нацелена на передачу детям среднего возраста базовых экологических знаний как в рамках традиционных школьных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов, так и в интегративном курсе «Экология» (8-9кл.).

Содержание экологического воспитания в III ступени
На третьей ступени обучения приведенная актуализация экологического компонента в базовых предметах естественнонаучного цикла реализуется наиболее полно.

Деятельность классных руководителей
Воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочная жизнь детей, их деятельность и общение за пределами образовательного учреждения, призвана обеспечивать более полное, всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.
Воспитательная система «ЭКО-ЗУС» реализуется через систему мероприятий, как экологические акции четверти, лекторий «ЭКО-ЗУС», дни здоровья, беседы, классные часы, общешкольные мероприятия.

Организация дополнительного образования
Школьный компонент сориентирован на экологическое образование и воспитание также через систему дополнительного образования. Тематика кружков соответствует методической и материальной базе школы. Это объединения дополнительного образования «Пестрый мир аквариума», «Оазис», «Юный эколог». Работа проводится при сотрудничестве с другими организациями: договор с лесхозом – кружок «Лес и человек». Экологическое образование реализуется через Клуб «Природа и человек».

Развитие ученического самоуправления.
На протяжении ряда лет в школе работают органы ученического самоуправления – Совет Дела (5-7 кл.) и Совет старшеклассников (8-11 кл.).

Организация научно-исследовательской деятельности
В 2001 году создано Научное Общество Учащихся (НОУ). Это добровольное творческое формирование школьников, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки и учебных предметов, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно- исследовательской, опытнической деятельности под руководством педагогов, научных консультантов и других специалистов

Работа с детьми «группы риска»
Работу с детьми группы риска координирует Совет профилактики, в состав которого входят представители социума: глава администрации села, участковый инспектор, медицинский работник (фельдшер Н-Савинской участковой больницы), директор школы, зам.директора по УВР, зам.директора по ВР.

вверх
© МОУ "Госконзаводская СОШ"
Используются технологии uCoz